К сожалению, чаще туристам, чей рейс задержали, приходится не сладко. Они вынуждены выпрашивать еду и жильё, а о том, что можно получить денежную компенсацию, даже не знают.
Итак, я расскажу, на что вы имеете право, если ваш рейс задержали:
🥃 на 2 часа – авиакомпания обязана дать возможность сделать 2 звонка по телефону или отправить 2 сообщения по электронной почте. Также при задержке рейса на срок более 2 часов организуется раздача пассажирам прохладительных напитков.
🍽 на 4 часа – обязаны предоставить горячее питание, которое в последствии должны выдавать каждые 6-8 часов, в зависимости от времени суток и длительности задержки.
🛏 на срок более 6 часов в ночное время или более 8 часов в дневное – полагается размещение в гостинице. Не допускается размещение в гостиничных номерах с посторонними людьми. Если ваши правила нарушаются или вы недовольны условиями размещения, снимайте гостиницу самостоятельно, сохраните все подтверждающие этот факт документы. После возвращения домой можно будет потребовать у перевозчика компенсацию, как минимум, части затрат.
Авиакомпания не виновата, если выполнить рейс вовремя помешали: явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и погодные условия; военные действия; прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях; а также, в некоторых случаях, забастовка персонала или неисправности, угрожающие жизни и здоровью пассажиров. В этих случаях на компенсацию рассчитывать не стоит.
Если же причина задержки рейса в другом, ниже список документов, которые помогут вам получить компенсацию:
- Авиабилеты с отметками сотрудников аэропорта о задержке или отмене вылета. Подтверждением может служить и справка, заверенная представителем компании или аэропорта. Если штамп или справку получить не удалось, приложите копии билетов и посадочных талонов;
- Чеки и квитанции, доказывающие, что вы понесли лишние расходы из-за переноса рейса;
- Билеты на мероприятия, квитанции об оплате экскурсий, приглашения на семейные праздники, медицинские справки, письма — все это может послужить основанием для возмещения сопутствующих убытков и морального ущерба, если у вашей поездки была четкая цель — например, концерт редко выступающей группы, футбольный матч, свадьба друга или встреча с тяжелобольным родственником.
Необходимые документы высылаются на имя авиакомпании или туроператора, через которых вы бронировали поездку с требованием компенсации.
Компенсация за перенос рейса в зависимости от сроков и расстояния.
Компенсации в России:
Если авиакомпания не может доказать влияние форс-мажора на задержку рейса, она обязана выплатить пассажиру 3 % от стоимости авиабилета за каждый час ожидания в качестве компенсации за опоздание, а также 25 % МРОТ за каждый час ожидания — но не более половины стоимости билета — в качестве штрафа.
По российскому законодательству дополнительные компенсации пассажирам при отмене рейсов не положены, тем не менее вы имеете право на возврат стоимости билетов или обмен на альтернативный рейс, предложенный перевозчиком.
Компенсации в странах Евросоюза:
Согласно общеевропейским нормам, при задержке рейса вам положены следующие суммы компенсации в зависимости от времени и расстояния (смотреть таблицу). Что касается отмены рейса, то, если вы узнали о ней за 14 и более дней, права на компенсацию у вас нет. А если за 13 и меньше дней — есть. Размер компенсации также зависит от времени задержки альтернативного рейса и длины перелета.
Если вас предупредили об отмене рейса и предложили новый за 7-13 дней до вылета (смотреть таблицу).
Если вас предупредили об отмене рейса и предложили новый менее чем за 7 дней до вылета (смотреть таблицу)
Компенсации в США:
В Соединенных Штатах закон не обязывает перевозчиков предоставлять пассажирам задержанных или отмененных рейсов напитки, еду или телефонные звонки: у каждой авиакомпании свои правила на этот счет.
Возврат денег при длительных задержках или отменах также не предусмотрен законом, но большинство авиакомпаний поменяют вам билет на свой ближайший рейс или помогут улететь бортом другой компании. Если новый билет будет дороже, разница — за ваш счет. Единственный вариант, в котором закон предусматривает возврат денег за билет и/или компенсации, — это когда пассажир не попал на рейс из-за «овербукинга».